История Карелии 10-11

Пояснительная записка
Учебная программа Моя Карелия: История Карелии (10-11 класс) знакомит с
событиями истории Карелии с древнейших времен по конец ХХ века. Курс предполагает
комплексное изучение исторических явлений, процессов и событий, характеризующих
историю нашего края в указанный период.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: История Карелии:
Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений Республики Карелия/Шумилов М.И. и
др.Петрозаводск:Verso,2008.-384с.
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на
изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения – 35 часов
в год, 1 час в неделю.
Главная цель курса - создать условия для ориентации учащихся в многообразии
исторических явлений, фактов, событий и дат.
Задачи курса:
•
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события,
сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к
проблемам прошлого и современности;
•
Воспитание
гражданственности,
национальной
идентичности,
развитие
мировоззренческих убеждений учащихся, осознания ценности малой Родины;
•
Освоение систематизированных знаний по истории нашего края;
•
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
•
Работа с различными педагогически адаптированными и неадаптированными
источниками социальной информации, в том числе Интернет;
•
Формулирование на основе анализа разнородной социальной информации
собственных заключений и оценочных суждений;
•
Решение проблемных, логических, творческих задач, в том числе тренировочных
заданий КИМов ГИА;
•
Участие в дискуссиях, диспутах по историческим вопросам и проблемам.
Преемственность соблюдается с продолжением изучения учебного курса «Моя
Карелия» и «История», которые изучаются с 5-го по 9-й класс. Межпредметные связи
осуществляются с такими предметами как литература, география, а также
образовательной областью «Искусство».
Основные технологии, формы и методы работы:
Основной формой работы является дифференцированное обучение, в рамках
которого возможно использование прочих методов и форм (личностно-ориентированное):
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Метод проблемного изложения
Исследовательский
Частично-поисковый (эвристический)

Рассказ
Беседа
Работа с книгой
Решение задач
Упражнения, творческие задания

Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения учебного предмета, обучающиеся должны знать:






Основные факты, процессы и явления, характеризующие системность истории
Карелии, обусловленные целостностью исторического процесса;
Современные версии и трактовки важнейших проблем истории Карелии;
Историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического развития Карелии, ее роль в российской и мировой
цивилизации;
Важнейшие достижения культуры и науки нашего края.

уметь:
 Сравнивать исторические явления и события;
 Объяснять смысл, значение важнейших понятий;
 Уметь дискутировать, высказывать собственное суждение;
 Читать историческую карту;
 Группировать исторические события и явления по указанному признаку.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 Понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
 Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной
жизни, исходя из их исторической обусловленности;
 Формулирования своих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически
сложившимися, толерантного отношения к иным точкам зрения;
 Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства гражданина
Карелии и России.

Содержание учебного предмета
Карелия в древности
Начало заселения территории края. Первые поселения людей в эпоху мезолита.
Памятники эпохи мезолита. Оленеостровский могильник. Неолит: керамика и
петроглифы. Поселения эпохи раннего металла и железного века. Саами
Карелия и Великий Новгород в XI–XIV веках
Карельская земля и ее соседи. Хозяйственное освоение Карелии. Промысловая
колонизация. Торговля. Присоединение Карелии к Новгородской республике. Крещение
веси и корелы. Погосты. Крестьянское освоение края и зарождение новых этнических
общностей. Организация административного управления в крае. Обонежский ряд.
Корельская земля. Корела. Защита Карелии от внешней угрозы в XII-XIV вв. Отражение
агрессии Швеции.в XII веке. Новая война со Швецией и Ореховецкий мирный
договор.Противостояние Москве.
Карелия в составе России в XVI–XVII веках
Социально-экономические, административные и военные преобразования в крае начале
XVI вв. Крестьяне и горожане. Реформы местного управления. Военная реформа.
Помещики и своеземцы. Карелия при Иване Грозном. Местное самоуправление.
Опричнина и первая шведская интервенция. Карелия в “Смутное время”. Вторая шведская
интервенция. Преодоление последствий интервенции. Наш край во второй половине XVII
века. Создание Олонецкого уезда. Пашенные солдаты. Соловецкое восстание 1668-1676
гг. Культура и быт XIV–XVII веков. Устное народное творчество. «Калевала».
Грамотность и книжность.Архитектура. Иконопись.
Карелия в XVIII – первой половине XIX века
Участие жителей края в Северной войне. Боевые действия на территории Карелии.
Оборона Олонца. «Осударева дорога». Петровские горные заводы и Олонецкая верфь.
Петрозаводская слобода. Деятельность олонецких заводов и рудников. Система
управления в Олонецкой губернии. Преобразование Петровской слободы в город
Петрозаводск. Державин Г.Р. – первый губернатор края. Экономическое развитие края во
второй половине XVIII века. Александровский пушечный завод. Тивдийские мраморные
ломки. Воицкий рудник. Шуньгская ярмарка. Положение крестьян в Карелии.
Государственные и приписные крестьяне. Кижское восстание. Наш край в первой
половине XIX века. Культура и быт. Просвещение. Библиотеки и печать. Театральная
жизнь. Народное зодчество. Преображенский собор в Кижах. Здравоохранение.
Марциальные воды. Изyчeниe края русскими учеными: Н.Я. Озерецковский.
Карелия во второй половине XIX – начале ХХ века
Реформы 1860 – 70-х годов. Социально-экономическое развитие края в пореформенный
период: сельское хозяйство, промышленность, торговля и транспорт. Революционное
движение в Карелии в 1905—1907 гг. Наш край в условиях думской монархии. Культура
во второй половине XIX – начале XX века Народное образование. Создание и
деятельность учительской семинарии. Библиотеки. Печать. Театр. Изобразительное
искусство. Народное зодчество. Изучение Карелии. Народный фольклор:П..Н. Рыбников,
И.А. Федосова.

Карелия в период революции 1917 г. Гражданской войны и интервенции
Карелия в революции 1917 г. Утверждение советской власти в Карелии. Первые
мероприятия Советской власти и отношение к ним населения. Анохин Петр Федорович.
Иностранная интервенция и Гражданская война в крае. Столкновение интересов
различных государств на Севере России. Военные действия на территории края.
Карелия в 1920–1930- е годы
Проблема национально- государственного самоопределения. Образование Карельской
Трудовой Коммуны.
Возрождение хозяйства республики в условиях новой
экономической политики. Особенности индустриализации и коллективизации в Карелии.
Проблема трудовых ресурсов, социальное и правовое положение трудящихся. Роль
ГУЛАГа, СЛОН, строительство ББК. Общественно-политическая жизнь. Социальнодемографические изменения. Культурное развитие в 1920-1930-е годы. Языковая
политика.
Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн
Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Образование Карело-Финской ССР. Боевые
действия на территории республики в 1941-1945гг. Карельский прифронтовой тыл
Оккупационный режим. Война в тылу противника. Особенности партизанского движения.
Освобождение Карелии. Переход к мирной жизни
Карелия в первое послевоенное десятилетие
Последствия войны. Возрождение промышленности, транспорта, лесной отрасли и
сельского хозяйства. Послевоенная деревня. Повседневная жизнь людей после войны
Карелия в 1950-е – 1980-е годы
Перемены в политическом устройстве и хозяйственном управлении. Преобразование
Карело-Финской ССР в Карельскую Автономную ССР в составе РСФСР. Экономическая
реформа в промышленности и сельском хозяйстве в 60-е годы. Демографические и
социальные проблемы. Общественно-политическая жизнь в 60-е-80-е годы. Республика в
условиях перестройки
Карелия на современном этапе
Переход к рыночным отношениям. Либирализация общественной жизни. Республика
Карелия в начале ХХ I века. Экономическое развитие. Общественно- политическая жизнь
республики. Местные органы власти.
Культура Карелии во второй половине 20 в.
Развитие образования и науки. Общеобразовательная школа. Высшее и среднее
профессиональное образование. Научные учреждения. Литература и искусство.
Архитектура. Музыка. Театр.
Обеспечение:
1. Учебно-методический комплект: История Карелии: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват.
учреждений Республики Карелия/Шумилов М.И. и др.Петрозаводск:Verso,2008.-384с.

2. Список учебной литературы: Афанасьева А.И., Морозов К.А., Эпштейн Е.М. История
нашего края. Учебное пособие для школ Карельской АССР. Петрозаводск,1973.
История Карелии с древнейших времен до наших дней. Петрозаводск,2001.
Покровская И.П. Население Карелии. Петрозавосдк,1978.
3.Интернет-ресурсы:
http://www.karelia.ru/ - Региональный сервер «Карелия»;
http://www.gov.karelia.ru/ - Официальный сервер органов государственной власти РК;
http://ipk.karelia.ru/function/mr/91-material-rk- Методические материалы лаборатории
национально-регионального компонента; http://ptz.karelia.ru/ - «Петрозаводск – столица
Карелии».

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения
сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями
окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно
систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и
обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается
несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и
обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет

Текущий промежуточный контроль знаний
Вид работы
Тема
Результат
К.р. № 1. Тест, вопросы с «Карелия с древности по Обучающиеся должны:
развернутым ответом.
XVII в.»
- знать как происходил процесс
заселения территории края:
-характеризовать хозяйственное
освоение
Карелии
и
присоединение к Новгородской
республике;
-знать
социальноэкономические,
административные и военные
преобразования в конце 15начале 16 вв.;
-знать
какие
процессы
происходили в Карелии при
Иване Грозном;
-знать
какие
процессы
происходили в Карелии в
Смутное время;
-понимать
причины,
ход
событий,
итоги
войн
со
Швецией;
-знать особенности развития
культуры и быта края.
К.р. № 2. Тест, вопросы с «Карелия в XVIII-начале Обучающиеся должны:
развернутым ответом.
XX вв.»
-понимать важность участия
жителей Карелии в Северной
войне;
-знать, как изменилась жизнь
края во времена правления
Петра 1;
-знать развитие края во второй
половине XVIII века;
-понимать значимость Кижского
восстания;
-характеризовать
социальноэкономическое развитие края в
пореформенный период;
-знать особенности развития
культуры и быта края;
знать,
происходило
революционное движение в
Карелии в 1905—1907 гг.
К.р. № 3. Тест, вопросы с «Карелия 1917 года по Обучающиеся должны:
развернутым ответом.
1945 год»
- знать основные события
революции 1917 года в Карелии:
-знать
как
проходило
образование
Карельской
Трудовой Коммуны;

-знать
особенности
индустриализации
и
коллективизации в Карелии;
-понимать
причины
строительства ББК;
-знать и понимать основные
события ВОВ в Карелии;
-понимать последствия войны
для Карелии;
К.р. № 4. Тест, вопросы с «Карелия
во
второй Обучающиеся должны:
развернутым ответом.
половине ХХ века»
-понимать, как происходило
послевоенное восстановление в
Карелии;
-знать,
как
происходило
преобразование
КарелоФинской ССР в Карельскую
Автономную ССР в составе
РСФСР ;
-знать,
как
происходило
развитие Карелии в 1960-1980-е
годы;
-знать
основные
события
перестройки в Карелии:
-характеризовать современное
развитие Карелии

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по моей Карелии (ИСТОРИЯ КАРЕЛИИ) в 10-м классе
Количество часов на год: 34 час. в неделю: 1 час.
Содержание

четверть

№

Плановых контрольных работ: 4

I

1.

Карелия в древности

1

1.Начало заселения территории Края

2

2.Поселения эпохи раннего металла и железного века

2.

Карелия и Великий Новгород в XI-XV веках

3

1.Карельская земля и ее соседи

4

2. Карельская земля и ее соседи

5

3.Хозяйственное освоение Карелии

6

4.Присоединение Карелии к Новгородской республике

7

5. Присоединение Карелии к Новгородской республике

8

6. Организация административного управления в крае

9

7.Защита Карелии от внешней угрозы в XII-XIV веках

10 8. Карелия и Великий Новгород в XI-XV веках
II

3.

Контр.
Работы

Кол-во часов
по теме

2

8

№1
7

Карелия в составе России в XVI-XVII веках

11 1.Социально-экономические, административные и
военные преобразования в XV- начале XVI века
12 2.Карелия при Иване Грозном
13 3.Карелия в «Смутное время»
14 4.Наш край во второй половине XVII века
15 5. Культура и быт края в XIV-XVII веках
16 6.Карелия и Швеция
17 7. Карелия в составе России в XVI-XVII веках
4.

Карелия в XVIII-первой половине XIX века

18 1.Участие жителей края в Северной войне

№2
8

19 2. Карелия при Петре I
III

№3

20 3. Карелия при Петре I
21 4.Карелия в середине и второй половине XVIII века
22 5.Карелия в первой половине XIX века
23 6.Культура и быт края
24 7.Культура и быт края
25 7.Карелия в XVIII-первой половине XIX века
5.

7

Карелия во второй половине XIX-начале XX века

26 1.Реформы 1860-1870-х годов
27 2. Реформы 1860-1870-х годов
28 3.Социально-экономическое развитие края в
пореформенный период
29 4. Социально-экономическое развитие края в
пореформенный период
30 5.Революционное движение в Карелии в 1905-1907
годах
31 6.Наш край в условиях думской монархии
IV

32 7.Культура Карелии во второй половине XIX- начале
XX века
6. Итоговое повторение курса

№4

33

Карелия в составе Древнерусского и Московского
государства
34 Карелия в составе Российской империи
Итого:

4

34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по моей Карелии (ИСТОРИЯ КАРЕЛИИ) в 11-м классе
Количество часов на год: 34 час. в неделю: 1 час.
Содержание

четверть

№

Плановых контрольных работ: 4

I

Контр.
Работы

Кол-во
часов
по теме

Повторение. Карелия во второй половине XIX –начало
XX вв.

1

2

Карелия в период революции

5

2

1.Наш край в революции 1917 года

3

2. Утверждение советской власти в Карелии

4

3. Первые советские преобразования

5

4.Иностранная интервенция

6

5. Гражданская война в крае

3

Карелия в 20-30-е годы

7

1.Образование Карельской автономии

8

2.НЭП в Карелии

9

3.Социально-экономическая перестройка 30-х годов

1.

№1
5

10 4. Культурное развитие в 1920-1930-е годы
II

11 5. Языковая политика.
4

№2

Карелия в годы Второй мировой и Великой
Отечественной войн

5

12 1.Советско-финляндская война 1939-1940 гг.
13 2.Боевые действия на территории республики в 1941-1945гг.
14 3.Карельский прифронтовой тыл
15 4.Оккупационный режим.
16 5.Освобождение Карелии
5

Карелия в первое послевоенное десятилетие

17 1.Возрождение Карелии после войны

№3
3

18 2.Послевоенная деревня
19 3.Повседневная жизнь людей после войны
III

6

Карелия в 1950-е – 1980-е годы

7

20 1.Перемены в политическом устройстве и хозяйственном
управлении
21 2.Карельская Автономная ССР в составе РСФСР
22 3.Экономическая реформа 60-х в Карелии
23 4.Демографические и социальные проблемы.
24 5.Общественно-политическая жизнь в 60-е-80-е годы
25 6.Республика в условиях перестройки
26 7. Республика в условиях перестройки
7

№4

Карелия на современном этапе

6

27 1.Переход к рыночным отношениям
28 2.Либерализация общественной жизни
29 3.Республика Карелия в начале ХХ I века
30 4.Экономическое развитие
IV

31 5.Общественно- политическая жизнь республики
32 6.Местные органы власти
8

№5

Культура Карелии во второй половине XX-XXI в.

2

33 1.Развитие образования и науки
34 2.Литература и искусство
Итого:

5

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».