Пояснительная записка
Учебный предмет «Моя Карелия» (5-9 классы) призван обеспечить педагогические
условия для познания обучающимися своего жизненного пространства, его природной,
социо- и культурной специфики, формирования ценностных мировоззренческих взглядов,
элементов гражданской ответственности, экологической культуры. Особую актуальность
приобретает проблема приобретения знаний, воспитание уважения к истории, традициям,
культуре народов, проживающих на территории родного края. Осознание процессов,
происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку
почувствовать себя индивидуумом, личностью, активно взаимодействовать с
окружающим миром, понимать его проблемы.
Республиканский базисный учебный план 2006 года (Приказ Министерства
образования и по делам молодежи Республики Карелия от 05.05.06., № 599)
предусматривает изучение учебного предмета «Моя Карелия» с 5-го по 9 класс (35 часов в
год) в рамках регионального (национально-регионального) компонента государственного
стандарта общего образования.
Предлагаемая программа разработана в соответствии с обязательным минимумом
содержания регионального (национально-регионального) компонента государственного
стандарта общего образования Республики Карелия, утвержденного приказом
Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 05.05.06., №
598 и Концепцией учебных предметов регионального компонента государственного
стандарта общего образования, утвержденной решением Коллегии Министерства
образования Республики Карелия 07.06.06.
Реализация содержания программы направлена на достижение следующих целей:
воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к родному
краю, патриотических чувств, уважения к традициям, обычаям, истории и
культуре своей «малой родины», чувства ответственности за окружающую
нас природу;
освоение
знаний
о
природных,
исторических
и
культурных
достопримечательностях края;
формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного
восприятия и осмысления природной и социо-культурной специфики родного
края;
формирование практической ориентации школьника в окружающем
микромире, включение его в активное познание Карелии;
развитие умений наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать,
выделять особенности природных, исторических, культурных объектов
родного края; проводить наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей
местности, применять правила природоохранного поведения в повседневной
жизни.
Содержание предлагаемого учебного материала и его структура способствуют
реализации преемственности в изучении родного края в начальной и основной школе,
неразрывно связано с теми знаниями, которые обучающиеся приобрели ранее, создает
возможность для интеграции содержания регионального компонента государственного
стандарта в учебные предметы федерального компонента: история, литература, биология,
география, искусство.
Объем предлагаемого учебного материала дает возможность преподавателю
осуществлять отбор дидактических единиц содержания материала и последовательности
его изложения в соответствии с конкретными задачами и целями обучения, в зависимости
от возможностей обучающихся. Преподаватель вправе выбирать для обучающихся,
исходя из специфики места проживания, дополнительный материал, изучение которого
считает наиболее актуальным, позволяющем опираться на субъектный опыт ребенка,
обогащая его.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные
связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и
отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать,
ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
при выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы
решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, и наоборот, мотивированно
отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с
целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста,
использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную
информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план,
тезисы конспекта.
более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в
речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать
право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль
(объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари,
Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей,
сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые
системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели,
планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее
результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать
сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей
личности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения истории ученик должен
знать
основные виды исторических источников;
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
уметь
работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с
веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и
всеобщей истории);
работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные
задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в
источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных
источников);
работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории
расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических
событий);
описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших
исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат,
терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста
и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об
экскурсиях, рефератов, сочинений);
анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие
исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических
процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному
признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять
общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе
учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий);
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России
и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и
настоящего;
анализировать причины текущих событий в России и мире;
высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на
представления об историческом опыте человечества;
использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
2.6. НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
в соответствии с локальным актом
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения
сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей
жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно
систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях
имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно;
отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в
них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка за умение работать с картой и другими источниками исторических знаний
Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их
использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или
характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и
формулировка выводов на основе практической деятельности (текст документов, таблицы, схемы);
аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются
неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются
существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
5 класс
«Моя Карелия. Путешествие по родному краю» (34 ч)
При отборе содержания программы для 5 класса использован интегрированный
подход: предлагается социо-культурная и историческая характеристика отдельных
территорий Республики Карелия, представленная
в 27 рассказах о природных,
исторических и культурных достопримечательностях края в форме заочного путешествия
в пространстве и времени.
Программа не требует жестких форм проведения учебных занятий, что позволяет
учителю строить учебный процесс в соответствии со своими возможностями и
педагогическим мастерством, уровнем овладения современными технологиями,
психолого-возрастными и личностными особенностями обучающихся. Вместе с тем,
рекомендуется учителям использовать активные формы обучения: экскурсии в музеи,
посещение достопримечательностей и памятных мест, встречи с известными земляками
и учеными-краеведами.
При изучении программы предлагается значительное количество времени
выделять для организации практической, проектной и исследовательской работы
обучающихся.
В качестве формы контроля целесообразно оценивание творческих и проектных работ
обучающихся.
Содержание программы
Введение. 1 час. Введение обучающихся в проблематику учебного предмета.
Определение его целей и задач. Приглашение к путешествию по родному краю.
Начало путешествия по Карелии. 1 час.
Обзорное знакомство с ладшафтом, географическими объектами, природными и
историческими памятными местами. Районы и города Карелии. Соседи Республики.
Первые жители Карелии. 1час.
Влияние ледника на ландшафт Карелии. Первичное заселение края. Археологические
памятники. Занятия, образ жизни, религиозные верования. Растительный и животный
мир.
Деревня на берегу Онего. 1 час.
Образ жизни занятия населения края в середине первого тысячелетия. Места
расположения поселений. Жилища и хозяйственные постройки. Виды хозяйственной
деятельности населения. Отношения с государством.
Олонец – трижды столица. 1 час.
Город-крепость Олонец и его роль в истории Карелии. Месторасположение и внешний
вид крепости. Население и его занятия. Природные достопримечательности. Олонец –
«густиная столица». Современный Олонец. Городские праздники.
Рождение Петрозаводска. 1 час.
Петровский завод. Его место и роль в истории России и Карелии. А.Д. Меншиков.
Строительство Александровского завода. В Генин.
Как рос и развивался Петрозаводск. 1 час.
Александровский завод. Улицы и районы Петрозаводска: прошлое и настоящее. Герб
Петрозаводска.
Каменный бор под Петрозаводском. 1 час.
Каменный карьер, его месторасположение. Месторождение кварцитопесчанника.
Использование кварцитопесчанника при строительстве города и Александровского
завода. Современное состояние карьера.
Шокша: берег красной рыбы и красного камня. 1 час.
Вепсское село Шокша. Его географическое расположение. Занятия местного
населения. Месторождение малинового кварцита. Добыча кварцита и его
использование.
Сортавала: город-парк. 1 час.
Месторасположение и объяснение названия города. Архитектурные особенности
города. Природное и рукотворное своеобразие, городские парки: парк Ваккосалми,
парк Таруниеми.
Валаам – монастырь на цветущей скале. 1 час.
Валаамский архипелаг. Его географическое расположение. Остров Валаам.
Объяснение его названия. Природные и рукотворные особенности ладшафта.
Валаамский монастырь. Хозяйственная деятельность монахов. Роль монастыря в
защите границ государства.
Бесов нос: гуси-лебеди и пудожские налимы. 1 час.
Петроглифы Онежского озера. Бесов нос. Животный мир в реальной природе и
наскальных изображениях древних людей. Занятия местного населения. Рыболовство.
Пудожские налимы. Выращивание и обработка льна. Стеклодувный промысел.
Использование серого пудожского гранита.
Заповедное Водлозеро. 1 час.
Ведлозерский национальный парк. Его месторасположение. Природа. Растительный и
животный мир. Развитие туризма. Правила поведения на охраняемых государством
территориях.
Чудесный черный камень из Шуньги. 1 час.
Заонежье. Село Шуньга. Особенности месторасположения. Занятия населения.
Шуньгская ярмарка. Черный минерал – шунгит. Современное использование шунгита.
Устное народное творчество заонежья. И.А. Федосова – сказительница.
Кижи. 1 час.
Остров Кижи в Онежском озере. Плотницкое мастерство жителей: строительство
деревянных домо и цеквей. Лодка-кижанка. Изделия кижских кузнецов и ювелиров.
Родина русского былинного эпоса. Трофим Рябинин.
Кондопога, она же станция Кивач. 1 час.
Месторасположения. Памятник деревянного зодчества – Успенская церковь.
Полезные ископаемые: Тивдийский мрамор и его использование. Кондопожская ГЭС.
Природный памятник – водопад Кивач. Современный город Кондопога, его
культурное и промышленное развитие.
Марциальные воды: первый русский курорт. 1 час.
Целебный источник и история его открытия. Поселение Дворцы. Создание первого
российского курорта. Петр Первый во Дворцах. Марциальноводская церковь –
Спасение апостола Петра. Современный санаторий «Марциальные воды».
Первое российское золото с берегов Выга. 1 час.
Воицкий рудник. Месторасположение. Месторождение меди. История открытия.
Добыча меди и ее использование для изготовления медных денег. Находка золота. Его
запасы, добыча, использование.
Надвоицы и Сегежа. 1 час.
Месторасположение поселка Надвоицы и объяснение его названия. Месторождение
алюминия. Использование природных водных ресурсов для строительства
гидроэлектростанций. Воицкий водопад «Царь». Надвоицкий алюминиевый комбинат.
Город Сегежа. Сегежский бумажный комбинат и его продукция.
Поморье – морская Карелия. 1 час.
Поморы и их основные занятия. Поморские промыслы: рыболовство, охота на
морского зверя, строительство морских судов.
С Кемского берега - на Соловки. 1 час.
Архипелаг Соловецких островов. Соловецкий монастырь. Хозяйственная деятельность
монахов. Монастырь на защите границ государства.
Город с жемчужным гербом. 1 час.
Месторасположение города Кемь. Его герб. Природные богатства. Солеварение.
Добыча и использование жемчуга.
В царстве Лоухи. 1 час.
Место Лоухского района на карте Карелии. Природные богатства: слюда, беломорит.
Чупинское месторождение слюды. Добыча слюды и ее использование в прошлом и
настоящем. Национальный парк Паанаярви. Растительный и животный мир. Сказки
края – М. Коргуев.
Калевала и «Калевала». 1 час.
Эпос «Калевала». Элиас Леннрот. Путешествие Э. Леннрота в карельские деревни.
Стихи-руны и рунопевцы. Поселок Калевала и его достопримечательности.
Камень и лес: на длинном берегу Ладоги. 1 час.
Питкярантский район – приграничная территория. Месторасположение города
Питкяранта и объяснение его названия Природные богатства – олово, медь, гранит.
Природные богатства и достопримечательности. Целлюлозный завод «Питкяранта».
Лесной город с железным характером. 1 час.
Город Костомукша и его месторасположение. История возникновения города. Герб
города. Месторождение магнитокварцита. Комбинат «Карельский окатыш» и его
продукция. Социо-культурное своебразие города.
Звезды над местами боев. 1 час.
Карельский фронт в годы Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945
гг. Страницы истории партизанского движения в Карелии. Обелиски и памятники
защитникам края.
Приглашение в музей. 1 час.
Музеи как хранители исторической памяти. Карельский государственный
краеведческий музей, его коллекции и экспозиции.
Районные и школьные музеи.
Итого 28 часов
Резерв – 6 часов Организация практической, проектной и
исследовательской работы обучающихся, работа в музеях, экскурсии и
встречи с известными людьми края.
Список литературы
1. Баркина В. С. Кемь/ В.С. Баркина. - Петрозаводск, 1982.
2. Бернштам Т. А. Поморы: формирование группы и система хозяйства /Т.А.
Бернштам. - Л., 1978.
3. Беспятых Ю. Н. , Коваленко Г. М. Карелия при Петре I / Ю.Н. Беспятых, Г.М.
Коваленко. - Петрозаводск, 1988.
4. Васильев А. И. Олонец/ А.И. Васильев. - Петрозаводск, 1984.
5. Верхоглядов В. Н. Пряжа/ В.В. Верхоглядов. - Петрозаводск, 1977.
6. Древний Олонец. - Петрозаводск, 1994.
7. Жульников А. М. Древности Петрозаводска / А.М. Жульников. - Карелия, Медиацентр «Vыход»;
8. Жульников А. М. Карелия известная и неизвестная: Петроглифы, сейды,
лабиринты/А. М. Жульников. - Карелия, Медиа-центр «Vыход»;
9. Карелин А. В., Карпенко А. С., Пудышев Г. Я., Яковицкий В. М. Кондопога.
Очерки истории и культуры края/ А.В. Карелин, А.С. Карпенко, Г.Я. Пудышев,
В.М. Яковицкий. - Петрозаводск, 1996.
10. Карелия: Путеводитель.- Петрозаводск, 2006.
11. Ключевские заметки: Сборник детских творческих работ о микрорайоне
Ключевая / Петрозаводск, 2003.
12. Курочкин М. И., Реттиев В. М. Калевала. / М.И. Курочкин, В.М. Реттиев. Петрозаводск, 1976.
13. Левиаш Т. Л. Государственный историко-архитектурный и природный музейзаповедник Валаам: Путеводитель/ Т.А. Левиаш. - Петрозаводск, 1989.
14. Леонтьев П. Р. Костомукша/ П.Р. Леонтьев. – Петрозаводск, 1990.
15. Малышев Г. В. Лоухи/ Г.В. Малышев. - Петрозаводск, 1981.
16. Мулло И. М. Памятники истории и культуры Карелии/ И.М. Мулло. Петрозаводск, 1984.
17. Нейкен Л. Лахденпохья/ Л. Нейкен. - Петрозаводск, 1989.
18. Панозеро: сердце Беломорской Карелии. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2003.
Улицы и площади старого Петрозаводска. – Петрозаводск, Скандинавия, 2003.
19. Пашков А. М. Гербы и флаги Карелии/ А.М. Пашков. - Петрозаводск, 1994.
20. Республика Карелия: Информационно-справочное пособие. - Петрозаводск, 1999.
21. Рывкин В. Р. По Валааму/ В.Р. Рывкин. - Петрозаводск, 1990.
22. Сегежа / Л. Патуров. - Петрозаводск, 1981.
23. Сортавала. Фотоальбом. - Петрозаводск, 1992.
24. Титов Ф. И. Беломорск/ Ф.И. Титов. - Петрозаводск, 1983.
25. Чернякова И. А. О чем не рассказал Элиас Леннрот... К истории края, где
оказались, сохранены и записаны эпические песни древнего народа/ И.А.
Чернякова. - Петрозаводск, 1998.
Электронные сайты
htth//www.karelia.ru/ - Региональный сервер «Карелия»
htth//www.gov.karelia.ru/ - Официальный сервер органов государственной власти РК
htth//ptz.karelia.ru/ - «Петрозаводск – столица Карелии»
htth//www.karelia.ru/~kgkm/ - Карельский государственный краеведческий музей
htth//artmuseum.karelia.ru./ - Музей изобразительных искусств РК
htth//library.karelia.ru/ - Национальная библиотека РК
«Моя Карелия» 6 класс (34 ч)
В 6 классе сохраняется преемственность в использовании интегративного подхода
в изучении краеведческого содержания. В отличие от курса 5 класса содержание носит
более системный, научный характер, ориентированный на более высокий уровень
познавательной деятельности обучающихся.
Учебный предмет «Моя Карелия» 6 класса включает содержательные разделы
учебных предметов основного общего образования: «Обществознание», «География»,
«Биология», «История», «Литература», «Искусство (Музыка и ИЗО)». Актуальность
задачи социализации личности определяет ведущую, интегрирующую роль
содержательного раздела «Обществознание».
Практическая направленность содержания позволяет организовывать
самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, для чего в программе
выделен раздел «Мы- исследователи».
Содержание программы
Введение 1 час
Раздел I Обществознание 5 часов
Тема Наша республика
Карелия – республика в составе Российской Федерации. Символы Республики Карелия.
Флаг. Герб. Гимн Карелии. Конституция Республики Карелия
Тема Все мы – жители Карелии.
Численность населения Карелии Многонациональный состав жителей Карелии.
Религиозная мозаика Карелии.
Тема Районы нашей республики.
Административно – территориальное деление Республики Карелия. Города и поселки.
Органы местного самоуправления.
Тема Профессии жителей Карелии.
Профессиональная занятость населения.
Раздел II География 5 часов
Тема Географическое положение Республики Карелия
Особенности географического положения Республики Карелия. Территория и акватория
Карелии.
Тема Рельеф и полезные ископаемые Республики Карелия.
Рельеф территории Карелии, его изменения под влиянием внутренних, внешних и
техногенных процессов.
Тема Климатические особенности Карелии.
Факторы формирования климата Карелии. Особенности сезонных изменений погоды.
Тема Внутренние воды и Белое море
Внутренние воды и водные ресурсы Карелии, особенности их размещения. Крупные
водоемы Карелии. Ладожское озеро. Онежское озеро. Подземные воды. Белое море.
Раздел III Биология 4 часа
Тема Особенности живой природы Карелии.
Факторы, определяющие особенности живой природы в Карелии. Природные
экологические системы (леса, водоемы, болота). Антропогенное влияние на природные
экосистемы в крае.
Тема Универсальная ценность природы нашего края.
Экономическое значение (природные биологические ресурсы). Гигиеническое значение
(природа и здоровье населения). Познавательное значение. Эстетическое значение.
Тема Живые организмы в поселениях.
Значение живых организмов в поселениях для человека. Антропогенное влияние на
растительный и животный мир. Особенности растительного и животного мира в
поселениях. Интродуцированные виды растений. Синантропные виды животных.
Тема Наши зеленые спутники.
Значение озеленения поселений для человека. Разнообразие деревьев и кустарников в
городах и поселках Карелии. Разнообразие цветочно-декоративных культур. Размещение
декоративных растений в поселениях. Введение в культуру дикорастущих растений.
Раздел IV История 6 часов
Тема Первые жители Карелии.
Появление первых людей на территории Карелии. Древнейшее население края. Занятия и
образ жизни. Археологические памятники. Оленеостровский могильник. Петроглифы
Религиозные верования
Тема Население Древней Карелии.
Саамы. Весь. Корела. Заселение Карелии славянами. Хозяйственное освоение края.
Тема В составе Великого Новгорода.
Вхождение Карелии в состав древнерусских земель. Утверждение христианства.
Экономическое развитие, торговля. Боярское и монастырское землевладение.
Тема Карелия в составе Московского государства.
Вхождение Карелии в состав Российского государства. Корельский уезд. Город Корела.
Сельское хозяйство и промыслы: солеварение, железоделательный промысел. Развитие
ремесла. Развитие торговли: предметы купли – продажи.
Тема Карелия – пограничная земля.
Русско – шведское пограничье. Шведская агрессия в Карелию в к.XVI века. Карелия в
эпоху «Смутного времени». Оборона Корелы.
Тема Культура Древней Карелии.
Язычество карел и вепсов. Принятие христианства карелами и вепсами. Первые
православные монастыри Карелии.
Раздел V Литература 4 часа
Тема Фольклор Карелии.
Эпос «Калевала». Былины. Русские сказки. Вепсские сказки.
Древнерусская литература.
Тема Писатели и поэты Карелии о природе.
В. Соловьев «Дятлов шедевр». В. Сергин Стихотворения
К. Паустовский Отрывок из повести «Золотая роза»
Раздел VI Искусство 5 часов
Тема Зодчество.
Архитектурные ансамбли монастырей Севера. Соловецкий монастырь. Особенности
устройства деревень Карелии. Типы домов: «брус», «глаголь», «кошель».
Тема Иконопись.
Тема Прикладное искусство.
Характерные черты карельского костюма. Изготовление предметов традиционного
прикладного искусства Карелии.
Раздел VII Мы - исследователи 5 часов
Практическая работа, организация учебно – исследовательской деятельности по
основным разделам содержания курса.
Резерв 4 часа на проведение повторительно-обобщающих занятий.
Итого 34 часа.
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной
деятельности обучающихся
6 класс (34 часа)
№
Тема урока
п/п
Планируемые результаты
Л: - Личностные
К:- Коммуникативные
Р:- Регулятивные
П:- познавательные
Содержание урока.
Виды деятельности
ученика.
Л:Формирование познавательных интересов и
активности при изучении краеведческого материала;
Формирование бережного отношения к природным и
хозяйственным ресурсам родного края; Развитие
внимания, мышления, памяти и воображения.
К:Установление взаимодействие с партнёром;
Формирование
рабочей
группы;
Подготовка
совместных ответов на вопросы, работая в парах.
Р: Составлять план своих действий; Составлять план
и выделять основные смысловые части текста;
Оценивать результаты работы.
П:Извлекать информацию из текста; Заполнять
таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои
мысли; Находить основную мысль прочитанного
текста
и
записывать
ее;
Готовить рассказ о населенных пунктах Карелии;
Описывать особенности культуры районов Карелии.
1
Введение (1 час)
Раздел I Обществознание (5 часов)
Наша республика
Символы Республики
Карелия – республика в
Карелия. Флаг. Герб. Гимн
составе Российской
Карелии. Конституция
Федерации.
Республики Карелия
2
Все мы – жители Карелии.
Численность населения
Карелии
Многонациональный
состав жителей Карелии.
Беседа по презентации.
Знакомство с
символами.
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Беседа по презентации.
Изучение новых слов.
Работа в тетради:
составление опорного
3-4
Районы
республики.
5
Профессии
Карелии.
Религиозная мозаика
Карелии.
нашей Административно –
территориальное деление
Республики Карелия.
Города и поселки. Органы
местного самоуправления
жителей Профессиональная
занятость населения.
конспекта рассказа.
Работа с картой.
Беседа по презентации.
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Раздел II География (5 часов)
6
7-8
910
11
12
13
Географическое
положение Республики
Карелия.
.
Особенности
географического
положения Республики
Карелия. Территория и
акватория Карелии
Рельеф и полезные
Рельеф территории
ископаемые Республики
Карелии, его изменения
Карелия.
под влиянием внутренних,
внешних и техногенных
процессов.
Внутренние воды и Белое Внутренние воды и водные
море.
ресурсы Карелии,
особенности их
размещения. Крупные
водоемы Карелии.
Ладожское озеро.
Онежское озеро.
Подземные воды. Белое
море.
Раздел III Биология (4 часов)
Работа с картой
Карелии.
Особенности
живой Факторы, определяющие
природы Карелии.
особенности
живой
природы
в
Карелии.
Природные экологические
системы (леса, водоемы,
болота).
Антропогенное
влияние на природные
экосистемы в крае.
Универсальная ценность Экономическое значение
природы нашего края.
(природные биологические
Познавательное значение. ресурсы). Гигиеническое
Эстетическое значение.
значение
(природа
и
здоровье населения).
Живые
организмы
в Значение
живых
поселениях.
организмов в поселениях
для
человека.
Антропогенное влияние на
растительный и животный
Беседа по презентации
Изучение новых слов
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Работа с картой
Карелии.
Работа с картой
Карелии.
Устная работа.
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа.
Устная работа.
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа.
14
15
16
17
18
19
мир.
Особенности
растительного и животного
мира
в
поселениях.
Интродуцированные виды
растений. Синантропные
виды животных.
Наши зеленые спутники.
Значение
озеленения
поселений для человека.
Разнообразие деревьев и
кустарников в городах и
поселках
Карелии.
Разнообразие
цветочнодекоративных
культур.
Размещение декоративных
растений в поселениях.
Введение
в
культуру
дикорастущих растений.
Раздел IV История (6 часов)
Первые жители Карелии.
Появление первых людей
на территории Карелии.
Древнейшее население
края. Занятия и образ
жизни. Археологические
памятники.
Оленеостровский
могильник. Петроглифы
Религиозные верования
Население
Древней Саамы. Весь. Корела.
Карелии.
Заселение Карелии
славянами. Хозяйственное
освоение края.
В
составе
Великого Вхождение Карелии в
Новгорода.
состав древнерусских
.
земель. Утверждение
христианства.
Экономическое развитие,
торговля. Боярское и
монастырское
землевладение
Карелия в составе
Вхождение Карелии в
Московского государства. состав Российского
государства. Корельский
уезд. Город Корела.
Сельское хозяйство и
промыслы: солеварение,
железоделательный
промысел. Развитие
ремесла. Развитие
торговли: предметы купли
– продажи.
Карелия – пограничная
Русско – шведское
Устная работа.
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа.
Беседа по презентации
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Беседа по презентации
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа.
Работа по
презентациям.
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа.
Беседа по презентации
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Беседа по презентации
земля.
20
Культура Древней
Карелии.
2122
Фольклор Карелии.
пограничье. Шведская
агрессия в Карелию в
к.XVI века. Карелия в
эпоху «Смутного
времени». Оборона
Корелы.
Язычество карел и вепсов.
Принятие христианства
карелами и вепсами.
Первые православные
монастыри Карелии.
Раздел V Литература (4 часа)
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Беседа по презентации
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Эпос «Калевала». Былины.
Русские сказки. Вепсские
»
сказки.
Древнерусская литература.
Писатели
и
поэты В.
Соловьев
«Дятлов
Карелии о природе.
шедевр».
В.
Сергин
Стихотворения
К. Паустовский Отрывок
из повести «Золотая роза
Раздел VI Искусство 5 часов
Беседа по презентации
2526
Зодчество.
Архитектурные ансамбли
монастырей
Севера.
Соловецкий
монастырь.
Особенности
устройства
деревень Карелии. Типы
домов: «брус», «глаголь»,
«кошель».
Беседа по презентации
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
27
Иконопись.
Этапы и средства
написания икон.
2324
2829
3034
Беседа по презентации
выполнение заданий
учителя
для Беседа по презентации
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Прикладное искусство.
Характерные
черты Беседа по презентации
карельского
костюма. Работа в тетради:
Изготовление предметов составление опорного
традиционного
конспекта рассказа
прикладного
искусства
Карелии.
Раздел VII Мы - исследователи 5 часов
Практическая
работа, Разделы содержания курса
организация учебно –
исследовательской
деятельности
по
основным
разделам
содержания курса.
Выполнение
учащимися
практической работы
7 класс (34 часов)
Раздел I Обществознание 3 часа
Тема Права ребенка и их защита в Республике Карелия
Тема Молодежные движения в республике: организации и союзы, проекты и направления
их деятельности.
Тема Подростковая культура: формальные и неформальные коллективы, увлечения.
Раздел II География 4часа
Тема Территория Карелии на тектонической карте.
Тема Опасные и неблагоприятные климатические и гидрологические процессы и явления
на территории Карелии.
Тема Ландшафты Карелии
Раздел III Биология 6 часов
Тема Многообразие живых организмов лесов Карелии
Лес – естественная наземная экосистема (биогеоценоз). Структура лесного биогеоценоза,
разнообразие связей. Растения в биоценозе леса, их многообразие. Фитоценоз. Грибы в
лесу, Редкие виды растений и грибов лесов края. Красная книга Карелии. Животные в
биоценозе леса, их многообразие, редкие виды животных наших лесов. Значение и охрана
лесов. Природные охраняемые территории.
Тема Многообразие живых организмов водоемов Карелии
Водоемы Карелии – естественные экосистемы. Условия жизни в водоемах Карелии.
Многообразие живых организмов в водоемах нашего края. Редкие виды растений и
животных водоемов.
Тема Многообразие живых организмов болот Карелии
Значение болот в природе и для человека. Обитатели болот, их многообразие. Редкие
виды растений и животных болот Карелии.
Раздел IV История 9 часов
Тема Карелия на пороге нового времени. Восстановление после «великого разорения».
Олонецкий уезд. Старообрядцы в Карелии. Традиционная культура Карелии.
Тема Карелия в эпоху Петра I. Начало Северной войны. «Осударева дорога. Олонецкая
верфь. Железоделательные заводы. Сельское хозяйство. Петрозаводская слобода. Военные
действия в конце Северной войны.
Тема Образование Олонецкой губернии. Преобразование Петровской слободы в город
Петрозаводск. Г.Р.Державин – первый олонецкий губернатор. Петрозаводск – центр
губернии.
Тема Хозяйственная жизнь края во второй половине XVIII в. Олонецкие горные
заводы. Кижское восстание 1769 -1771 гг. Торговля, Шуньгская ярмарка. Сельское
хозяйство. Ремесло.
Тема Развитие культуры в Карелии в XVIII в. Просвещение. Архитектура. Изучение
края. Традиционный быт населения края.
Раздел V Литература 4 часа
Тема Карелия – страна классического фольклора
Былины Сказители: Т.Г. Рябинин, И.Т. Рябинин, В. Щеголенок.
Тема Из русской литературы 19 века
Г. Державин. Ода «Водопад» и другие стихотворения (по выбору учителя).
Тема Литература Карелии XX века
Поэтическое изображение родной природы в поэзии и прозе Карелии:
А. Авдышев, Л.Вертель, В. Данилов, г. Кикинов, И. Костин, Ю. Линник, О.Мишин,
В.Сергин, В. соловьев (по выбору учителя)
Раздел VI Искусство 4 часа
Раздел VII Мы - исследователи 4 часа
Практическая работа, организация учебно – исследовательской деятельности по
основным разделам содержания курса.
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной
деятельности обучающихся
7 класс (34 часа)
№
Тема урока
п/п
Планируемые результаты
Л: - Личностные
К:- Коммуникативные
Р:- Регулятивные
П:- познавательные
Содержание урока.
Виды деятельности
ученика.
Л:Формирование познавательных интересов и
активности при изучении краеведческого материала;
Формирование бережного отношения к природным и
хозяйственным ресурсам родного края; Развитие
внимания, мышления, памяти и воображения.
К:Установление взаимодействие с партнёром;
Формирование
рабочей
группы;
Подготовка
совместных ответов на вопросы, работая в парах.
Р: Составлять план своих действий; Составлять план
и выделять основные смысловые части текста;
Оценивать результаты работы.
П:Извлекать информацию из текста; Заполнять
таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои
мысли; Находить основную мысль прочитанного
текста
и
записывать
ее;
Готовить рассказ о населенных пунктах Карелии;
Описывать особенности культуры районов Карелии.
Раздел I Обществознание (3 часа)
1
Права ребенка и их
защита в Республике
Карелия
Права и обязанности
несовершеннолетних
2
Молодежные движения в
республике: организации
и союзы, проекты и
направления
их
деятельности.
Подростковая культура:
формальные
и
неформальные
коллективы, увлечения.
Знакомство с
молодежными союзами и
направлениями.
3
Знакомство с
формальными и
неформальными
коллективами: внешний
вид, одежда, музыка.
Беседа по презентации.
Знакомство с
конституцией.
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Беседа по презентации.
Изучение новых слов.
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа.
Беседа по презентации
Беседа по презентации.
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа.
Раздел II География (4 часа)
4-5
6
7
8-9
1011
1213
1415
Территория Карелии на
тектонической карте
Опасные и
неблагоприятные
климатические и
гидрологические
процессы и явления на
территории Карелии.
Ландшафты Карелии
Тектоническое строение
республики.
Ливневые дожди,
перепады атмосферного
давления и температуры
воздуха. Паводки.
Природные и
антропогенные
ландшафты.
Раздел III Биология (6 часов)
Работа с тектонической
картой Карелии.
Беседа по презентации.
Беседа по презентации.
Многообразие
живых Лес
–
естественная
организмов лесов Карелии наземная
экосистема
(биогеоценоз). Структура
лесного
биогеоценоза,
разнообразие
связей.
Растения в биоценозе леса,
их
многообразие.
Фитоценоз. Грибы в лесу,
Редкие виды растений и
грибов лесов края. Красная
книга Карелии. Животные
в биоценозе леса, их
многообразие, редкие виды
животных наших лесов.
Значение и охрана лесов.
Природные
охраняемые
территории.
Многообразие
живых Водоемы
Карелии
–
организмов
водоемов естественные экосистемы.
Карелии
Условия жизни в водоемах
Карелии.
Многообразие
живых
организмов
в
водоемах нашего края.
Редкие виды растений и
животных водоемов.
Многообразие
живых Значение болот в природе
организмов болот Карелии и для человека. Обитатели
.
болот, их многообразие.
Редкие виды растений и
животных болот Карелии
Раздел IV История (9 часов)
Беседа по презентации
Изучение новых слов
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Карелия на пороге нового
времени.
Беседа по презентации
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Восстановление после
«великого разорения».
Олонецкий уезд.
Старообрядцы в Карелии.
Традиционная культура
Устная работа.
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа.
Устная работа.
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа.
1617
18
1920
2122
Карелии.
Начало Северной войны.
«Осударева дорога.
Олонецкая верфь.
Железоделательные
заводы. Сельское
хозяйство. Петрозаводская
слобода. Военные действия
в конце Северной войны.
Образование Олонецкой Преобразование
губернии.
Петровской слободы в
город Петрозаводск.
Г.Р.Державин – первый
олонецкий губернатор.
Петрозаводск – центр
губернии.
Хозяйственная жизнь края Олонецкие горные заводы.
во второй половине XVIII Кижское восстание 1769 в.
1771 гг. Торговля,
Шуньгская ярмарка.
Сельское хозяйство.
Ремесло.
Развитие культуры в
Просвещение.
Карелии в XVIII в.
Архитектура. Изучение
края. Традиционный быт
населения края.
Раздел V Литература 4 часа
Карелия в эпоху Петра I.
Беседа по презентации
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа.
Работа по
презентациям.
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа.
Беседа по презентации
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Беседа по презентации
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
23
Карелия
–
страна Былины Сказители: Т.Г. Беседа по презентации
классического фольклора Рябинин, И.Т. Рябинин, В.
Щеголенок.
24
Из русской литературы 19 Г.
Державин.
Ода
века
«Водопад»
и
другие
стихотворения (по выбору
учителя).
Литература Карелии XX Поэтическое изображение
века
родной природы в поэзии и
прозе Карелии:
А. Авдышев, Л.Вертель, В.
Данилов, г. Кикинов, И.
Костин,
Ю.
Линник,
О.Мишин, В.Сергин, В.
соловьев
(по
выбору
учителя)
Раздел VI Искусство 4 часа
2526
Беседа по презентации
выполнение заданий
учителя
Беседа по презентации
выполнение заданий
учителя.
Раздел VII Мы - исследователи 4 часа
3134
Практическая
работа, Разделы содержания курса
организация учебно –
исследовательской
Выполнение
учащимися
практической работы
деятельности
по
основным
разделам
содержания курса.
8 класс (34 часов)
Раздел I Обществознание (5 часов)
Тема Социальная структура. Демографическая ситуация в Карелии
Тема Межнациональные отношения в Карелии. Национальный состав населения и
его изменения. Этнические стереотипы и их влияние на взаимодействие между
народами.Социальных конфликты и пути их разрешения
Тема Современное состояние и перспективные направления развития карельской
экономики. Основные отрасли экономики Карелии. Крупные предприятия и их роль в
жизни Карелии. Роль экономики республики Карелия в экономической системе России.
Внешнеэкономические связи Республики Карелия.
Тема Рынок труда и трудовые отношения в республике.
Основные предложения рынка труда в Карелии. Особенности рынка труда в республике.
Бизнес и предпринимательство. Налоговая система РК. Формирование республиканского
бюджета.
Раздел II География. 5 часов
Тема Карелия на карте часовых поясов.
Тема Природные ресурсы Карелии.
Тема Почвенный покров, проблема плодородия почв Карелии.
Тема Северная и средняя тайга как элементы широтной зональности.
Тема Природно-территориальные комплексы: и измененные в ходе хозяйственной
деятельности.
Тема Особо охраняемые природные территории Карелии
Раздел III Биология. 5 часов
Тема Здоровье человека в условиях Карелии. Факторы, влияющие на здоровье.
Влияние климатических факторов Карелии на заболеваемость органов дыхания у
местного населения. Заболеваемость туберкулёзом в РК, профилактика туберкулёза.
Биоритмы человека, адаптация организма к условиям жизни на Севере. Значение
закаливания организма в условиях Севера.
Тема Причины ослабления иммунитета у жителей Карелии. Инфекционные
заболевания, вакцинация населения. Аллергия
в Карелии, причины. Растения –
аллергены.
Профилактика заболеваний, вызываемых макро- и микроорганизмами.
Раздел IV История 5 часов.
Тема Карелия в первой половине XIX в. Участие жителей Карелии в Отечественной
войне 1812 года. Торговля. Ремесло. Сельское хозяйство.
Тема Карелия в эпоху «Великих реформ». Отмена крепостного права. Земская
реформа. Городская реформа. Судебная реформа. Развитие образования.
Тема
Хозяйственная жизнь края в пореформенный период. Развитие
промышленности. Ремесло и торговля. Сельское хозяйство. Отходничество.
Тема Население Карелии во второй половине XIX в. Крестьянство. Купечество.
Рабочие. Интеллигенция.
Тема Развитие культуры в Карелии в XIX в. Развитие просвещения. Изучение Карелии.
Фольклор. Архитектура.
Раздел V Литература 6 часов
Тема Карелия – страна классического фольклора
Обрядный фольклор. Свадебные песни Карелии
Заговоры. Заговор как словесная формула магического назначения. Заговоры как
произведения народной словесности, поэтическая энциклопедия крестьянского быта.
Тема Из русской литературы 20 века
К. Паустовский. «Судьба Шарля Лонсевиля»
Тема Литература Карелии XX века
Поэты и писатели Карелии об истории родного края.
А. Линевский «Листы каменной книги» Б. Гущин «Маша» В. Пулькин «Чудесный
молотобоец», «Охотник Ондрей» (по выбору)
Финноязычные поэты и писатели Карелии (Т.Сумманен, Я. Ругоев и др.- по выбору
учителя)
Раздел VI Искусство 4 часа
Тема Музыкальное искусство Карелии. Профессиональная музыка Карелии.
Тема Театры Карелии. Современные творческие коллективы – хранители культуры.
Тема
Изобразительное
искусство.
Декоративно-прикладное
искусство.
Профессиональное изобразительное искусство.
Раздел VII Мы - исследователи 4 часов
Практическая работа, организация учебно – исследовательской деятельности по
основным разделам содержания курса.
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной
деятельности обучающихся
8 класс (34 часа)
№
Тема урока
п/п
Планируемые результаты
Л: - Личностные
К:- Коммуникативные
Р:- Регулятивные
П:- познавательные
Содержание урока.
Виды деятельности
ученика.
Л:Формирование познавательных интересов и
активности при изучении краеведческого материала;
Формирование бережного отношения к природным и
хозяйственным ресурсам родного края; Развитие
внимания, мышления, памяти и воображения.
К:Установление взаимодействие с партнёром;
Формирование
рабочей
группы;
Подготовка
совместных ответов на вопросы, работая в парах.
Р: Составлять план своих действий; Составлять план
и выделять основные смысловые части текста;
Оценивать результаты работы.
П:Извлекать информацию из текста; Заполнять
таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои
мысли; Находить основную мысль прочитанного
текста
и
записывать
ее;
Готовить рассказ о населенных пунктах Карелии;
Описывать особенности культуры районов Карелии.
Раздел I Обществознание (5 часов)
1
Социальная структура
Демографическая
ситуация в Карелии
Населением республики.
2
Межнациональные
отношения в Карелии.
Национальный
состав
населения
и
его
Этнические стереотипы и
их влияние на
взаимодействие между
народами. Социальные
Беседа по презентации
Изучение новых слов
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Беседа по презентации
Изучение новых слов.
изменения.
3
4-5
конфликты и пути их
разрешения
Современное состояние и Основные отрасли
перспективные
экономики Карелии.
направления
развития Крупные предприятия и их
карельской экономики.
роль в жизни Карелии.
Роль экономики
республики Карелия в
экономической системе
России.
Внешнеэкономические
связи Республики Карелия.
Рынок труда и трудовые Основные
предложения
отношения в республике.
рынка труда в Карелии.
Особенности рынка труда
в республике. Бизнес и
предпринимательство.
Налоговая система РК.
Формирование
республиканского
бюджета.
Беседа по презентации
Изучение новых слов
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Беседа по презентации
Изучение новых слов
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Раздел II География. 5 часов
6
7
Карелия на карте часовых Часовые пояса республики. Решение задач на
поясов.
разницу во времени
Почвенный
покров, Типы почв республики
Работа с почвенной
проблема
плодородия
картой Карелии
почв Карелии.
8
Северная и средняя тайга Широтная зональность
как элементы широтной
зональности.
9
ПриродноВзаимодействие человека и Устная работа
территориальные
природы
комплексы: и измененные
в ходе хозяйственной
деятельности.
10
Особо охраняемые
природные территории
Карелии
ООПТ республики
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа.
Работа по презентациям
учащихся
Раздел III Биология. 5 часов
1113
Здоровье
человека
условиях Карелии.
в Факторы,
влияющие на
здоровье.
Влияние
климатических факторов
Карелии на заболеваемость
органов
дыхания
у
местного
населения.
Заболеваемость
Беседа по презентации
Изучение новых слов
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
туберкулёзом
в
РК,
профилактика туберкулёза.
Биоритмы
человека,
адаптация организма к
условиям жизни на Севере.
Значение
закаливания
организма
в
условиях
Севера.
1415
Причины
иммунитета
Карелии.
ослабления Инфекционные
Устная работа
у жителей заболевания, вакцинация
населения. Аллергия
в
Карелии,
причины.
Растения – аллергены.
Профилактика
заболеваний, вызываемых
макрои
микроорганизмами.
Раздел IV История 5 часов
16
17
Карелия в первой
половине XIX в..
Участие жителей Карелии
в Отечественной войне
1812 года. Торговля.
Ремесло. Сельское
хозяйство
Карелия в эпоху «Великих Отмена крепостного права.
реформ».
Развитие Земская реформа.
образования.
Городская реформа.
Судебная реформа.
18
Хозяйственная жизнь края Самый крупный парк в
в пореформенный период. Европе, туристические
Развитие
маршруты.
промышленности.
Ремесло
и
торговля.
Сельское
хозяйство.
Отходничество.
19
Население Карелии во
второй половине XIX в.
Крестьянство. Купечество.
Рабочие. Интеллигенция.
20
Развитие культуры в
Карелии в XIX в.
Развитие просвещения.
Изучение Карелии.
Фольклор. Архитектура.
Беседа по презентации
Изучение новых слов
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Беседа по презентации
Изучение новых слов
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Работа по презентациям
Беседа по презентации
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Беседа по презентации
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Раздел V Литература 6 часов
2122
Карелия
–
страна Обрядный
фольклор. Беседа по презентации
классического фольклора Свадебные песни Карелии
Заговоры. Заговор как
словесная
формула
магического назначения.
Заговоры как произведения
народной
словесности,
поэтическая энциклопедия
крестьянского быта.
2324
2526
Из русской литературы 20 К. Паустовский. «Судьба Беседа по презентации
века
Шарля Лонсевиля»
выполнение заданий
учителя
Литература Карелии XX Поэты и писатели Карелии Беседа по презентации
века
об истории родного края.
выполнение заданий
А. Линевский «Листы учителя.
каменной книги» Б. Гущин
«Маша»
В.
Пулькин
«Чудесный молотобоец»,
«Охотник Ондрей» (по
выбору)
Финноязычные поэты и
писатели
Карелии
(Т.Сумманен, Я. Ругоев и
др.- по выбору учителя)
Раздел VI Искусство 4 часа
27
28
2930
Музыкальное искусство
Карелии.
Профессиональная музыка
Карелии..
Театры Карелии.
Современные творческие
коллективы – хранители
культуры.
Изобразительное
Декоративно-прикладное
искусство.
искусство.
Профессиональное
изобразительное
искусство.
Работа в тетради:
составление опорного
конспекта рассказа
Беседа по презентации
Беседа по презентации
выполнение заданий
учителя
Раздел VII Мы - исследователи 4 часа
3134
Практическая
работа, Разделы содержания курса
организация учебно –
исследовательской
деятельности
по
основным
разделам
содержания курса.
Выполнение
учащимися
практической работы
Воспитательный аспект курса МОЯ Карелия - 8 класс
Разделы программы
Виды, формы и
Содержание
содержание
воспитательного
деятельности учащихся
потенциала разделов
Раздел I Обществознание
(5 часов)
Раздел II География. 5
часов
Раздел III Биология. 5
часов
Раздел IV История 5 часов
- Работа с учебной
и справочной
литературой (поиск
необходимой
информации из разных
источников);
- Уч-ся знакомятся с
многообразием
источников информации:
учебник, словарь,
справочник,
хрестоматия, базы
данных интернета;
учатся быстро
ориентироваться в
многопрофильном потоке
информации,
осуществлять ее
обработку, делать
выводы, извлекать уроки
и т. д.
- Составление древа
понятий; данный
порядок работы с
исторической
терминологией позволяет
всесторонне раскрыть
историческое понятие,
- Работа с исторической
картой;
Этот вид учебной
деятельности позволяет
не только получить
систематизированную
историческую
информацию о том или
ином событии, явлении,
процессе, но и умело
ориентироваться в
историкогеографическом
пространстве.
- Анализ исторических
источников
(документов);
- Один из ведущих видов
познавательной
деятельности в процессе
изучения истории,
который способствует
формированию таких
учебных умений и
Формирование личности,
приобщившейся к
общечеловеческим
ценностям культуры,
воспринявшей идеалы
гуманизма, свободы,
ответственной за судьбу
своей страны.
Воспитывать у учащихся
любовь к Родине, к
родному краю через
изучение его истории и
природы.
Пробуждать национальное
самосознание, духовный
характер, глубинной
чертой которого является
ощущение своего
исторического долга,
преемственности
поколений, служение
своему Отечеству, своему
народу.
Формирование у учащихся
общечеловеческих
ценностей на основе
духовных ценностей
жителей родного края
Формировать у учащихся
активную жизненную
позицию на основе
коллективной работы
школьников, участии их в
интересном и полезном для
общества деле.
Воспитание любви к
Отечеству, расширение
знаний по истории и
природе родного края.
Воспитание
гражданственности через
изучение истории родного
края.
Развитие навыков научноисследовательской работы
через работу с очевидцами
событий.
Разыскать, сохранить
материалы, имеющие
научно-историческую
ценность для изучения
навыков как: анализ,
синтез, сравнение,
обобщение, оценка и
критическое отношение к
различным
интерпретациям
исторических фактов.
истории родного края.
Сформировать у
подрастающего поколения
представление о народном
мастере как о творческой
личности, духовно
связанной с культурой и
природой родного края,
носителе традиций
коллективного опыта.
Привить любовь к
традиционному народному
искусству.
Раздел V Литература 6
часов
Воспитывать у учащихся
любовь к Родине, к
родному краю через
изучение его истории и
природы.
Пробуждать национальное
самосознание, духовный
характер, глубинной
чертой которого является
ощущение своего
исторического долга,
преемственности
поколений, служение
своему Отечеству, своему
народу.
Формирование у учащихся
общечеловеческих
ценностей на основе
духовных ценностей
жителей родного края
Формировать у учащихся
активную жизненную
позицию на основе
коллективной работы
школьников, участии их в
интересном и полезном для
общества деле.
Раздел VI Искусство 4
часа
Приобщение учащихся к
мировому художественному
наследию становится
условием формирования
художественной культуры,
являющейся неотъемлемой
частью культуры
духовной. Искусство
передает опыт отношения к
миру, умножая и расширяя
реальный жизненный опыт
личности, хронологически
ограниченный рамками
определенной
исторической эпохи, и
человек обретает
исторически
многообразный опыт
человечества; личность
получает художественно
организованный и
отобранный, обобщенный и
концентрированный,
осмысленный и оцененный
художником опыт. Это
позволяет человеку
быстрее и качественнее
вырабатывать собственные
установки и ценностные
реакции по отношению к
типологическим
жизненным
обстоятельствам.
- изучение и охрана
природы края;
– изучение истории и
культуры края;
– выявление и охрана
местных памятников
культуры и старины;
– пропаганда знаний о
крае;
Раздел VII Мы исследователи 4 часа
И самое главное – краеведение решает основную воспитательную задачу —
вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых
приносить ей пользу.
9 класс (34 часа)
Раздел I Обществознание
Тема Основы организации государственной власти в Республике Карелия.
Конституция Республики Карелия – основной закон Республики. Основы
конституционного строя Республики Карелия. Органы государственной власти и
управления Карелии.
Тема Местное самоуправление. Организация и проведение выборов в органы власти
Карелии. Участие граждан Карелии в политической жизни республики. Политические
партии и движения их роль в общественной жизни республики.
Тема Защита прав и свобод человека и гражданина в Карелии
Правоохранительные органы. Судебная система. Правозащитные органы Карелии.
Становление гражданского общества в республике. Общественные организации Карелии.
Тема Духовная жизнь Карелии.
Проявление различных форм культуры в республике. Международные культурные связи.
Наука и научные учреждения в республике. Вклад карельских ученых в развитие
российской науки.
Тема Развитие образования в Республике Карелия, проблемы и перспективы.
Учебные учреждения общего и профессионального образования. Возможности получения
общего и профессионального образования в Карелии.
Раздел II География
Тема Административно- территориальное деления Карелии.
Тема Население Карелии: численность, размещение, половой и возрастной состав,
этнографические особенности. Топонимия Карелии.
Тема Основные этапы хозяйственного освоения территории Карелии.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Карелии.
Тема Экологическая ситуация в Карелии.
Тема Объекты мирового природного и культурного наследия Карелии
Раздел III Биология
Тема Экологические проблемы: понятие, естественные и антропогенные причины их
возникновения. Уровни экологических проблем (глобальный, региональный, локальный).
Проблема загрязнения среды жизни в Карелии, пути ее решения.
Проблема истощения природных ресурсов. Классификация природных ресурсов.
Биологические ресурсы, их охрана и восстановление.
Проблема уменьшения биоразнообразия. Значение сохранения биоразнообразия и пути
решения проблемы.
Тема Состояние здоровья населения республики. Проблема ухудшение здоровья
населения. Способы сохранения и улучшения здоровья.
Тема Охраняемые и особо охраняемые природные территории Республики (заказники,
заповедники, памятники природы, национальные парки). Красная книга Карелии.
Деятельность законодательных, исполнительных и общественных структур,
занимающихся вопросами охраны природы и сохранения биоразнообразия Республики
Карелия, своей местности.
Раздел IV История
Тема Карелия в начале XX века. Рабочее и крестьянское движение в период Первой
российской революции. Александровский завод и строительство Мурманской железной
дороги в годы Первой мировой войны.
Политическая ситуация после Февральской революции. Организация местной власти.
Октябрь 1917 г. в Карелии. Установление власти Советов на территории Карелии.
Тема Гражданская война в Карелии. Боевые действия против интервентов и белых в
1918 – 1920 годы. Политические, общественные и военные деятели периода революции и
гражданской войны.
Тема Национально-государственное самоопределения края. Создание Карельской
Трудовой Коммуны. Преобразование КТК в автономную республику. Образование
Карело-Финской ССР. Преобразование Карело-Финской ССР в Карельскую Автономную
ССР в составе РСФСР. Преобразование КАССР в Республику Карелия.
Тема Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн
Советско-финляндская война 1939 – 1940 годов.
Боевые действия на территории республики в период Великой Отечественной войны в
1941-1944 гг. Прифронтовой тыл Карелии. Оккупационный режим. Особенности
партизанского движения.
Тема Карелия в конце 1950-х – первой половине 1980-х годов
Восстановление и развитие народного хозяйства. Развитие системы образования и науки в
Карелии в 50-80 гг.
Тема Карелия на современном этапе. Важнейшие социально-политические и
культурные преобразования.
Раздел V Литература
Тема Эпос «Калевала» - памятник мировой народной культуры. «Калевала» в искусстве.
Переводы эпоса. Иллюстраторы «Калевалы».
Тема Из русской литературы XIXи XX веков
Ф. Глинка. Поэмы «Карелия», «Дева карельских лесов» (фрагменты по выбору).
М. Пришвин В краю непуганых птиц
Тема Современная литература Карелии
Н. Васильева, И Мамаева, А Матасова, Д. Новиков и др. ( по выбору)
Раздел VI Искусство
Раздел VII Мы - исследователи
Практическая работа, организация учебно – исследовательской деятельности по
основным разделам содержания курса.
Раздел I Обществознание 7 часов
1.
Тема Основы организации государственной власти в Республике Карелия.
2.
Тема Конституция Республики Карелия.
3.
Тема Органы государственной власти и управления Карелии.
4.
Тема Местное самоуправление.
5.
Тема Защита прав и свобод человека и гражданина в Карелии
6.
Тема Духовная жизнь Карелии.
7.
Тема Развитие образования в Республике Карелия, проблемы и перспективы.
Раздел II География. 5 часов
8.
Тема Административно- территориальное деления Карелии.
9.
Тема Население Карелии:
10.
Тема Основные этапы хозяйственного освоения территории Карелии.
11.
Тема Объекты мирового природного и культурного наследия Карелии
Раздел III Биология. 5 часов
12.
Тема Экологические проблемы
13.
Тема Состояние здоровья населения республики
14.
Тема Способы сохранения и улучшения здоровья.
15.
Тема Охраняемые и особо охраняемые природные территории Республики
16.
Тема Красная книга Карелии.
Раздел IV История 7 часов
17.
Тема Карелия в начале XX века.
18.
Тема Гражданская война в Карелии.
19.
Тема Национально-государственное самоопределения края.
20.
Тема Карелия в годы Второй мировой войны.
21.
Тема Карелия в годы Великой Отечественной войны.
22.
Тема Карелия в конце 1950-х – первой половине 1980-х годов
23.
Тема Карелия на современном этапе
Раздел V Литература 5 часов
24.
Тема Эпос «Калевала»
25.
Тема Из русской литературы XIX века
26.
Тема Из русской литературы XX века
27.
Тема М. Пришвин В краю непуганых птиц
28.
Тема Современная литература Карелии
Раздел VI Искусство 3 часа
29.
Тема Зодчество
30.
Тема Иконопись
31.
Тема Прикладное искусство
Раздел VII Мы - исследователи 3 час
32.
Практическая работа, организация учебно – исследовательской деятельности по
основным разделам содержания курса.
33.
Практическая работа, организация учебно – исследовательской деятельности по
основным разделам содержания курса.
34.
Практическая работа, организация учебно – исследовательской деятельности по
основным разделам содержания курса
Список литературы
Раздел Обществознание
Конституция Республики Карелия // http://www.gov.karelia.ru/Constitution/
Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура. - Петрозаводск: Карелия, 2004.
Мартынова М. Ю. Мир традиций и межкультурное общение: в помощь школьному
учителю. - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2004.
Многообразие языков народов России – национальное достояние и культурное
богатство нашей страны. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006.
Основные
итоги
Всероссийской
переписи
населения
2002
года
//
http://www.sampo.ru/~stat/perepis/perep_nas.php3?file=perepis
Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. - Петрозаводск, 1994.
Символика Республики Карелия // http://www.gov.karelia.ru/gov/symbol.html
Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года (от 16
апреля 2010 г.). Режим доступа: http://gov.karelia.ru/Legislation/lawbase.html?lid=2216
Толераность – искусство жить вместе. Сборник информационно-методических
материалов для специалистов в области образования и культуры Республики Карелия /
Сост. В.Н.Бирин, А.Б.Ершова. - Петрозаводск, 2006.
Яловицына С.Э. Религиозная толерантность в Республике Карелия: есть ли причины для
беспокойства? // Перекресток культур: междисциплинарные исследования в области
гуманитарных наук. - М.: Логос, 2004.
Раздел География
Атлас Карельской АССР. - М.: ГУГиК, 1989.
Бискэ Г. С. Озы Карелии. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955.
География Карелии: Лекции / С. Б. Потахин, Е. В. Андрианова,
Р. Ф. Антонова. - Петрозаводск, КГПУ, 2000.
География Карельской АССР. Природа. Население. Хозяйство. / Под ред. А. К. Полина. Петрозаводск: Карелия, 1990.
Елина Г. А. Аптека на болоте. - СПб.: Наука, 1993.
Исокяянтя О. Очарованные природой — знакомство с окружающей средой приграничной
территории. - Кухмо, 2007.
Карельская АССР. Природа. Хозяйство. - Петрозаводск: Карелия, 1986.
Лак Г. Ц. Земля — наш дом. - Петрозаводск: Verso, 2005.
Онежское озеро / Г.С. Бискэ, С.В. Григорьев, Т.И. Малинина и др. -Петрозаводск:
Карелия, 1975.
Романов А. А. О климате Карелии. - Петрозаводск: Госиздат КАССР, 1961.
Раздел Биология
Бабакова Т. А., Момотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для
чтения. - Петрозаводск: Карелия, 1988.
Бабакова Т. А., Момотова А. П. Юному натуралисту. - Петрозаводск: Карелия, 1995.
Елина Г. А. Болота раскрывают тайны / Г. А. Елина, В. Ф. Юдина, Т. А. Максимова,
П. Н. Токарев. - Петрозаводск: Карелия, 1986.
Зимин В. Б. Птицы в нашей жизни. - Петрозаводск: Карелия, 1991. Лантратова А. С.
Деревья и кустарники Карелии.- Петрозаводск: Карелия, 1991.
Зимин В. Б., Ивантер Э. В. Птицы. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2002. Ивантер Д. Э.,
Рыжков Л. П. Рыбы - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004. Ивантер Э. В. Млекопитающие.
- Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. Ивантер Э. В., Коросов А. В. Земноводные и
пресмыкающиеся. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2002.
Ивантер Э. В. Млекопитающие Карелии. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007.
«Карелия», энциклопедия в 3-х томах, Петрозаводск: «Петропресс», 2008 г.
Красная книга Республики Карелия.- Петрозаводск: Карелия, 2007.
Книга юного лесовода: Учебное пособие по основам лесоведения, лесоводства и охраны
природы для обучающихся по дополнительным образовательным программам, Андреев
К.Г. – Петрозаводск: КНЦ РАН, 2006 год
Яковлев Е. Б. Насекомые / Е. Б. Яковлев, Э. В. Ивантер, М. П. Лобкова. - Петрозаводск:
Изд-во ПетрГУ, 2006.
Раздел История
Карелия в прошлом и настоящем. - Петрозаводск, 2005.
Кочкуркина С.И. Древние карела. - Петрозаводск, 1987.
Кочкуркина С.И. Корела и Русь. - Л., 1986.
Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура. - Петрозаводск, 2004.
Кочкуркина С.И. Сокровища древних вепсов. - Петрозаводск, 1990.
Кочкуркина С.И., Спиридонов А.М., Джаксон Т.Н. Письменные известия о
карелах. - Петрозаводск, 1990.
Мишин А.И. Путешествие в "Калевалу". - Петрозаводск, 1988.
Олонец. Историко-краеведческие очерки в 2-х частях. - Петрозаводск, 1999.
Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. - Петрозаводск, 1994.
Спиридонов А.М., Яровой О.А. Валаам: от апостола Андрея до игумена
Иннокентия. - М., 1991.
Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI-XIX вв.
Архангельск, 1975.
Чернякова И.А. Карелия на переломе эпох. - Петрозаводск, 1998.
Чернякова И.А. О чем не рассказал Элиас Леннрот. - Петрозаводск, 1998.
Шаскольский И.П. Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии.
Конец XIII - начало XIV вв. - Петрозаводск, 1987.
Ямщиков С.В. Древняя живопись Карелии. - Петрозаводск, 1986.
Раздел Литература
Васильева Н. Б. Под созвездием Кассиопея: повести, рассказы. -Петрозаводск: Карелия,
2004.
Вепсские народные сказки: сборник / Составители Н. Ф. Онегина и М. И. Зайцева. На
русском и вепсском языках. – Петрозаводск: Карелия, 1996.
Калевала. Любое издание.
Леннрот Элиас. Кантеле Вяйнямейнена (Перво - Калевала). – Петрозаводск: Verso, 2004.
Мишин А.И. Путешествие в "Калевалу". - Петрозаводск, 1988.
Киуру Э.С., Мишин А. И. Фольклорные истоки «Калевалы». – Петрозаводск, 2001.
Линевский А. М. Листы каменной книги: повесть. - Петрозаводск: Карелия, 2004.
Лойтер С.М. «На поле-поляне, на море-океане» Хрестоматия по русскому фольклору
Карелии - Петрозаводск: Verso, 2008
Паустовский К. Г. Блистающие облака; Золотая роза. – СПб: Каравелла, 1995.
Поморские сказки / Сост. и лит. обработка А. П. Разумовой и Т. И. Сенькиной. Петрозаводск: Карелия, 1987.
Пулькин В. М. Царские персты: Сказы о Петре Первом. - Петрозаводск: Периодика, 2002
Сергин В. Отчий дом: очерк // В краю Калевалы: сборник. - М., 1989.
Соловьев В. Охотничья тетрадь: Рассказы. – Петрозаводск: Карельское книжное
издательство, 1989.
Я вам утро подарю: антология русской детской литературы Карелии/ сост.С.М. Лойтер,
М.В.Тарасов.- Петрозаводск: Verso, 2009.
Раздел Искусство
Древняя живопись Карелии: Каталог. Фонды музея «Кижи». - Петрозаводск,
1980.
Искусство края белых ночей: избранные произведения из коллекции Музея
изобразительных искусств Республики Карелия / сост.Н.И. Вавилова и др. –
Петрозаводск:Verso: Карелия, 2010
«Калевала» в творчестве художников. - Петрозаводск: Карелия, 1984.
Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо – Западной
России. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2002
Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура.- Петрозаводск:
Карелия, 2004.
Профессиональная музыка Карелии: Очерки. Петрозаводск, 1995.
Ополовников Русское деревянное зодчество. - М., 1989.
Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. - Л., 1972.
Пивоев В. М. Культура Карелии: Пробное учебное пособие для
Общеобразовательных учреждений. – Петрозаводск:Verso, 2003
Художники Карелии. Е.С. Калинин / сост.З.Г. Юсупова. Петрозаводск:
Петропресс, 2000
Интернет-ресурсы
htth//www.karelia.ru/ - Региональный сервер «Карелия»
http://www.gov.karelia.ru/Constitution/ - Конституция Республики Карелия
htth//www.gov.karelia.ru/ - Официальный сервер органов государственной власти РК
http://www.gov.karelia.ru/gov/symbol.html - Символика Республики Карелия
htth//ptz.karelia.ru/ - «Петрозаводск – столица Карелии»
htth//www.karelia.ru/~kgkm/ - Карельский государственный краеведческий музей
htth//artmuseum.karelia.ru./ - Музей изобразительных искусств РК
htth//library.karelia.ru/ - Национальная библиотека РК
htth//kizhi.karelia.ru/ - Музей заповедник «Кижи»
http://npo.karelia.ru/ - Портал НПО Карелии