Пояснительная записка
к учебному плану
основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Сегежи
на 2024-2025 учебный год 1-4 классы
Учебный план сформирован в соответствии с:
1.
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года за № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон
№ 273-ФЗ),
2.
Приказ Минпросвещения России от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и
науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования».
3.
Приказ Минпросвещения России от 01.02.2024 № 67 «О внесении изменений в некоторые приказы Минпросвещения России,
касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ».
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
7.
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
8.
Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения
России от 21.092022 № 858 Об утверждении ФПУ, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
9.
Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
10.
Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения электронного обучения, ДОТ при
реализации образовательного процесса».
11.
Приказ Минпросвещения России 04.10.2023 №738 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».
12.
Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (МР 2.4.0330-23 утв. 29.08.2023 руководителем
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным санитарным врачом РФ А.Ю.
Поповой).
13.
Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
14.
Приказ Минпросвещения России от 03.08.2023 № 581 «О внесении изменения в пункт 13 порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства просвещения российской федерации от 22 марта
2021 г. № 115»
15. Федеральная образовательная программа начального общего образования (далее – ФОП НОО), утвержденная приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 №992;
16. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования"
(Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830)
17. Письмо Министерства просвещения РФ от 13.01.2023 №03-49 «О направлении методических рекомендаций по системе оценки
достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
18. Федеральный Закон от 6 декабря 2023 года О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»« Методические рекомендации по составлению учебного плана основных образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, реализуемых в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Карелия,
на 2024/2025 учебный год» ;
19. Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 27. 09. 1997 года (с
изменениями и дополнениями).
20. Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07. 1998
года (с изменениями и дополнениями).
21. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (с изменениями и
дополнениями):
Учебный план является частью образовательной программы образовательного учреждения.
Учебный план на 2024-2025 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», требованиям к организации образовательного процесса санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 -21
« Гигиенические нормативы и требования к обеспечению и безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и
предусматривает:
- 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов.
За основу учебного плана начального общего образования МКОУ школы № 5 г.Сегежи на 2024-2025 учебный год взят учебный план
ФОП НОО.
Он фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала, формировании перечня результатов
образования и организации образовательной деятельности.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счёт учебных курсов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования реализуется через возможность формирования
программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и
способностей обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Объем обязательной части программы начального общего образования составляет80%, а объем части, формируемой участниками
образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, - 20% от общего объема.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей: «Русский язык и
литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»,
«Искусство», «Технология», «Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики».
Учебные предметы обязательной части учебного плана.
Учебный предмет «Русский язык» направлен на приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и
отечественной культуре. В процессе изучения предмета идёт развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и
читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся. Формируются первоначальные знания о лексике,
фонетике, морфологии, морфемике, пунктуации. Предмет изучается в 1-4 классах по 5 часов в неделю.
Учебный предмет «Литературное чтение» наряду с русским языком формирует функциональную грамотность, развивает диалогическую
и монологическую речь, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. На данный предмет отводится 1-4 классах - 4 часа в неделю.
Учебный предмет «Английский язык» помогает сформировать у младших школьников не только элементарные коммуникативные умения
и лингвистические представления, но и всесторонне развивать личность ребенка средствами иностранного языка. На его изучение
выделяется 2 часа в неделю во 2-4 классах. При изучении английского языка предусматривается деление класса (с наполняемостью класса не
менее 25 человек) на две группы.
Учебный предмет «Математика». Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у
обучающихся математической речи, логического и алгоритмического и эвристического мышления, которые обеспечат успешное
овладение математикой в основной школе. На данный предмет отведено 4 часа в неделю с 1 по 4класс.
Учебный предмет «Окружающий мир» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки
научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.
Знания, формируемые в рамках учебного предмета «Окружающий мир», имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с
практической жизнью младшего школьника. Недельная нагрузка – 2 часа.
Здоровьесберегающий (здоровьесозидающий) подход к реализации образовательной программы начального общего образования
осуществляется через модуль «Основы безопасности жизнедеятельности», реализуемый через различные предметы «Окружающий мир»,
«Технология», «Физическая культура»,.
Часы части, формируемой участниками образовательных отношений, в учебном плане использованы на увеличение количества
часов, отводимых на предмет «Математика» (1-3 классы), указанные в обязательной части учебного плана, на 1 час в неделю. Для
развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный предмет «Музыка» направлен на развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства и
включает в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
Данный предмет изучается по 1 часу в неделю в 1-4 классах.
Учебный предмет «Изобразительное искусство направлен на реализацию приоритетных направлений художественного образования:
приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности,
дарования и творческих способностей ребенка. На изучение данного предмета отведен 1 час в неделю в 1 – 2 классах.
Основной характерной особенностью учебного предмета «Труд (технология)» является деятельностный подход к построению
процесса обучения, что способствует формированию у обучающихся представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о
роли трудовой деятельности людей в развитии общества; позволяет сформировать начальные технологические знания, важнейшие трудовые
умения и навыки. Данный учебный предмет изучается по 1 часу в неделю в 1 - 4 классах.
Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у младших школьников потребность в бережном отношении к
своему здоровью, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, качественном
овладении жизненно важными двигательными навыками и умениями. На учебный предмет «Физическая культура» отводится в 1 – 4 классах
2 часа в неделю. Третий час реализуется за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая
использование учебных модулей по видам спорта.
С целью формирования у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, к диалогу с представителями других культур и традиций,
первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России в учебный план 4а, 4б, 4в классов включен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (1 час в
неделю). Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществлялся родителями (законными представителями) учащихся,
зафиксирован протоколами родительских собраний, письменными заявлениями родителей. Оценка успешности освоения курса в условиях
безотметочного обучения предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала, которые могут
быть как индивидуальными, так и коллективными. Презентация итогового проекта позволяет оценить работу учащегося за весь курс ( зачёт,
незачёт)
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения в 4-х классах в
количестве 34 часа в год, по итогам учебного года обучающимся ставится зачёт/ незачёт.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего
образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Содержание начального общего образования в 1-4-х классах представлено учебниками УМК «Школа России».
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные
планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке,
установленном локальными нормативными актами школы.
Промежуточная аттестация по учебным предметам в рамках учебного плана основной образовательной программы начального
общего образования может проводиться как письменно, так и устно. Форма проведения письменной промежуточной аттестации:
контрольная работа, сочинение, изложение, письменное тестирование по предметам, проверочная работа, самостоятельная работа,
словарный диктант, математический диктант, тематические проверочные работы. К устным формам промежуточной аттестации относятся :
устные ответы на уроках, уроки обобщения по темам, подготовка презентаций и творческих работ.
Реализация учебного плана обеспечена в целом необходимыми кадрами специалистов соответствующей квалификации,
программно-методическими комплектами и учебниками. Полная информация по УМК представлена в рабочих программах и основной
общеобразовательной программе начального общего образования.
Национально-региональный компонент (РК) реализуется в рамках учебных предметов «Окружающий мир», «Русский язык», «Труд
(технология)», «Изобразительное искусство» в количестве 10% от количества выделенного времени.
Учебный план имеет государственное финансирование.